Придумайте с другом разные варианты сказки. Учимся сочинять сказку

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт. Попробуем возродить и посмотреть, что из этого получится?

Наверняка, все взрослые, гуляя с ребенком, отвечали на его бесконечные «почему» - почему небо голубое, почему туман, почему вода в речке так сильно поднимается, почему бабочку так трудно поймать, почему кошка шипит на собаку и еще сотни разных почему. Наверняка Ваш ребенок уже может ответить на многие свои вопросы, ведь вы не раз беседовали с ним, стараясь ответить на его вопросы. Рассказывали ему о домашних и диких животных, и ваш ребенок знает, чем они отличаются друг от друга. А сегодня на базе имеющихся у Вашего малыша знаний и опыта мы сочиним с ним его первую авторскую сказку о животных – сказку про котят. Он в ней будет настоящим писателем и художником!

Сочиняем сказку с детьми. Сказка о приключениях двух маленьких котят.

Как научить строить сюжетную линию сказки.

Я хочу предложить сочинить вместе с детьми сказку о приключениях двух котят. Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, ребенок вспомнит кто такие домашние животные, почему их так называют, научится использовать имеющиеся у него знания о домашних животных в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом!

Если предварительно не обговорить сюжет сказки с ребенком, то он будет забывать слова, запинаться, путаться, и сказки не получится. Поэтому нужно обязательно обсудить еще до сочинения, о чем будет Ваша сказка.

Спросите ребенка:

  • «Наши герои – котята. Какие они, опиши внешний вид. Они совсем маленькие или уже подросшие? Где мы их увидели? Как они здесь оказались? Есть ли у них мама? У них будут имена?»
  • «С чего начнется наша сказка?»
  • «Что случится с котятами в сказке? Может быть, они отправятся в путешествие по нашему двору? Или встретят на своем пути серебристую паутинку и начнут беседовать с паучком? А может быть, они по пути будут знакомиться с другими животными, которых они раньше не видели? Или найдут себе друга в лице какой-нибудь девочки или мальчика?
  • «Чем всё закончится?»

Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет легким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.

Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чем в ней говорится. Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить, как называются любимые сказки и мультики ребенка.

Как научить ребенка рассказывать свою сказку?

После творческого планирования - придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом.

Если ребенок еще маленький (3-4 года) , то начинайте фразу, а малыш ее закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Как - то раз у кошки родились… кто? (ребенок – «котята» ). И жили они у… (ребенок заканчивает) . Котята … и оказались на улице. Однажды пошел сильный … Котята сильно испугались…» и т.д.

Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.) . Часто сочиняя сказки с мамой и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что ребенок начал активно использовать сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь! Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!

Если ребенку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого они встретили? Что сказали?»

Прием диктовки сказки взрослому.

Очень советую записать получившуюся сказку под диктовку ребенка. Такой прием «диктовки» ребенком взрослому развивает речь так, как ее не разовьет никакой другой прием. И дело тут в том, что ребенок ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое свое слово! Этим приемом мы готовим переход от устной речи к письменной! Когда ребенок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он еще не в состоянии построить! То есть диктовка текста - это как бы «планка» роста для малыша!

Если ребенок много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Котята сказали: «Здравствуй» , Бабочка сказала: «Здравствуйте» . Котята сказали: «А ты кто такая?» А бабочка сказала: «Я бабочка. А вы кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал» . Давай попробуем его заменить. Как по-другому можно сказать? (вместе с ребенком подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась) ». С помощью приема диктовки ребенком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьете связную речь, но и внесете весомый вклад в успешную подготовку ребенка к школьному обучению.

Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой?

Сказку можно оформить в самодельную книжку. Сложить лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница – обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница) , середина (третья страница) и конец (четвертая страница) . Под диктовку можно написать текст внизу страницы. А ребенок нарисует рисунки.

Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить, ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!

Думаю, что вашему ребенку такое занятие будет по душе!

Вот какая сказка, скорее всего рассказ, получился у моей дочки (5 лет) :

Сказка «Котята»

Как - то раз у нашего подъезда появились два котенка. Они были еще совсем маленькие. Один был черный с белой грудкой. Я назвала его Мурзик. А другой был совсем черный. Его я назвала Клубок. Мурзик был очень шустрый, а Клубок осторожный. Котята были голодные и испуганные. Мы с бабушкой принесли им котлету и молоко. Котята сначала боялись, а потом подошли и стали есть. Малыши повеселели и мне удалось их погладить.

Кто-то оставил их на улице совсем одних. Котята боялись всего и сидели в кустах. Когда хлопнула дверь, Клубок испугался и спрятался под машиной. Так много опасностей во дворе! Мурзик побежал за Клубком и тоже спрятался под машиной. Там они чувствовали себя в безопасности. Я решила навещать и кормить их каждый день!

Уроки литературного чтения в школе - это не просто перечитывание и рассказ произведений разных авторов, но и собственная творческая деятельность самих школьников. Так на урок литературы в 3 классе есть задание - Сочинить сказку. Как правильно сочинить сказку, чтобы она была интересной, понравилась учителю и другим учащимся.
Давайте вместе рассмотрим основные приемы сказок, примеры сказок, придуманные детьми.

Придумать сказку - отличное творческое задание, которое развивает у школьников воображение, фантазию, речь и творческое мышление. Придумывание сказочной истории погружает ребенка в мир волшебства, позволяет попасть в сказочный мир, стать творцом и развить такие качества, как доброта, мужество, смелость.

Сочиняя, школьники не только выполняют домашнее задание, но и пробуют себя в роли писателя, рассказчика. Особенно нравятся детям задания на придумывание волшебных сказок. Радость, удовольствие от своего творчества и заслуженное внимание и интерес к сказке у товарищей - вот главная радость для детей.

Кроме того, сказки, придуманные детьми, помогают взрослым понять внутренний мир ребенка, увидеть его спрятанные эмоции, страхи или скрытые желания. А для детей - сочинение сказки позволяет вернуться в мир волшебного детства.

Очень интересными бывают и рисунки школьников, сделанные к придуманным сказкам.

Помните, что в сказке должно быть У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие,
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих сделает вашу сказку полной и позволит получить хорошую оценку.

Примеры сказок

Вот несколько коротких сказок, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе.

Маленькая Фея

На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.
С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание. Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! - кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!

Волшебный мишка

Расскажу я вам сказку интересную преинтересную, волшебную - преволшебную. Был у меня плюшевый мишка: старый, ухо оторвано. Но любила я его больше всех игрушек.
Был мой мишка самый обычный, а тут вдруг стал разговаривать! Сказал он, что может исполнить три желания, но только самые добрые.
Моя подружка Лена мечтала о кукле Бэби Бон, и мишка тут же исполнил её мечту.
Мне очень хотелось завести собаку, и она тут же появилась! А третье желание я загадывать не стала, пусть останется про запас. А мой мишка исчез! Ноя надеюсь, что он обязательно вернётся, когда я решусь загадать своё третье желание.
Мишка мне это обещал!

Волшебная девочка

Жила на свете девочка - Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь - мало получишь».

Вот такие волшебные сказки сочиняют детки в 3 классе. Надеемся и у вас получится отличная сказка.


Авторские сказки учащихся МОУ СОШ №3 г. Павлово Нижегородской обл.
Возраст авторов - 8-9 лет.

Агеев Александр
Тимошка

Жил-был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай, ходил в лес за ягодами и грибами, ловил на реке рыбу.
Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Взял он корзину и пошел. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел, недалеко от поляны, в траве большой, красивый гриб-боровик. Только хотел сорвать его Тимошка, а гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился, а гриб хлопнул в ладоши, и случилось чудо.
Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.

Денисов Николай
Вася Воробьёв и его золотая рыбка

В одном маленьком городе жил себе ученик 4-Б класса Вася Воробьёв. Учился он плохо. Жил он с бабушкой, а мама работала в другом городе. К Васе она приезжала редко, но каждый раз привозила Васе подарки.
Любимым занятием Васи было ловить рыбу. Каждый раз, когда Вася уходил на рыбалку, кошка Мурка ждала его с уловом на крыльце. Возвращаясь, домой с рыбалки, мальчик угощал её ершами, окуньками, плотвой.
Однажды, мама привезла Васе в подарок необычный спиннинг. Забыв про уроки, он побежал с новой снастью на рыбалку. Закинул, спиннинг в реку и сразу клюнула рыбка, да такая большая, что Вася еле удержал удочку. Подвёл он леску поближе и увидел щуку. Изловчился Вася и ухватил рыбу рукой. Вдруг щука заговорила человеческим голосом: "Васенька, отпусти меня в воду, там у меня малые детки. Я тебе ещё пригожусь!"
Вася смеётся: "На что ты мне пригодишься? Понесу тебя домой, бабушка уху сварит". Щука вновь взмолилась: "Вася, отпусти меня к детушкам, я все желания твои исполню. Чего ты сейчас хочешь?". Вася ей отвечает: "Хочу, чтобы я пришёл домой, а уроки по всем предметам были выполнены!". Щука ему говорит: "Когда что тебе надо, скажи только "по щучьему велению, по Васиному хотению…" После этих слов отпустил Вася щуку в реку, она хвостом вильнула и уплыла... Так и жил себе Вася. Уроки за него делала волшебная рыбка. Стал он радовать бабушку и приносил из школы хорошие оценки.
Однажды, увидел Вася у одноклассника компьютер, и одолело его желание заиметь такой же. Отправился он на речку. Позвал щуку. Приплыла к нему щука и спрашивает: "Чего тебе надобно, Васенька?". Вася ей отвечает: "Хочу компьютер с интернетом!". Щука ему в ответ: "Дорогой мальчик, в нашей деревенской речке такая техника ещё не испытана, прогресс до нас не дошёл, Помочь тебе в этом не могу. В современном мире каждый трудиться должен сам". После этих слов щука скрылась в реке.
Возвратился Вася домой огорчённый тем, что у него не будет компьютера, и уроки теперь надо будет выполнять самому. Долго думал он над этой проблемой и решил, что без труда не выловить и рыбку из пруда. Исправился он, и стал радовать маму и бабушку своими успехами. А за хорошую учёбу мама подарила Васе новенький компьютер с интернетом.

Тихонов Денис
Спаситель планеты Кошек

Где-то в далекой галактике существовали две планеты: планета Кошек и планета Собак. Эти две планеты враждовали несколько столетий. На планете Кошек жил котенок по имени Кыш. Он в семье был самым младшим из братьев, которых у него было шестеро. Всё время братья его обижали, обзывали и дразнили, но он не обращал на них внимания. У Кыша была тайна – он хотел стать героем. А ещё у Кыша был друг мышонок Пик. Он всегда давал Кышу дельные советы.
Однажды на планету Кошек напали собаки. Вот они дошли с войной до города Кошкинска, где жил Кыш. Никто из кошек не знал что делать. Наш Кыш попросил совета у мышонка. Пик дал Кышу свой заветный сундучок, из которого дул ветер такой силы, что он мог сравниться с торнадо. Кыш пробрался ночью к базе собак и открыл сундучок. В один момент всех собак сдуло на их планету.
Вот так и сбылась мечта Кыша стать героем. После этого случая его стали уважать. Так из маленького, никому не нужного котёнка Кыш превратился в настоящего героя. А собаки больше не смели нападать на планету Кошек.

Голубев Даниил
Мальчик и заколдованный козлик

На белом свете жил-был мальчик, у него не было родителей, был он сирота. Скитался он по белу свету и попрошайничал на кусок хлеба. В одном селении его приютили и накормили. Заставили его колоть дрова и носить воду из колодца.
Однажды, когда мальчик ходил за водой, он увидел бедного козлика.
Мальчик пожалел его и забрал с собой, спрятал его в сарае. Когда мальчика кормили, он прятал за пазуху кусок хлеба и приносил козлику. Мальчик жаловался козлику, как его обижают и заставляют работать. Тогда козлик отвечает человеческим голосом, что его заколдовала злая ведьма и разлучила с родителями. Чтобы превратиться в человека нужно выкопать колодец и из него попить воды. Тогда мальчик стал копать колодец. Когда колодец был готов, козлик попил из него и превратился в человека. И они сбежали из дома. Отправились искать родителей. Когда нашли родителей мальчика, который был козликом, они обрадовались. Родители стали целовать сына. После они спросили кто этот мальчик, который находится рядом. Сын ответил, что этот мальчик спас его от злой ведьмы.
Родители пригласили мальчика к себе в дом вторым сыном. И стали они жить вместе дружно и счастливо.

Ляшков Никита
Добрый Ёжик

Жил-был царь. Было у него три сына. Сам царь был злой. Захотелось как-то царю грибочков покушать вот и говорит он сыновьям:
– Дети мои! Кто найдёт в лесу хороших грибов, тот будет жить в моём царства, а кто принесёт мне мухоморов – выгоню!
Пошёл старший брат в лес. Долго он ходил, бродил, да так ничего и не нашёл. Приходит он к царю с пустой корзиной. Царь недолго думал и выгнал сына из царства. Пошёл в лес средний брат. Долго он бродил по лесу и вернулся к отцу с полной корзиной мухоморов. Как только царь увидел мухоморы – выгнал сына из дворца. Настала пора идти в лес за грибами младшему брату Прохору. Ходил – бродил Прохор по лесу, ни одного гриба не увидел. Хотел возвращаться. Вдруг навстречу ему бежит Ёжик. Вся колючая спинка зверька увешана съедобными грибами. Стал младший брат просить у Ёжика грибы. Ёжик согласился отдать грибы взамен яблок, которые росли в царском саду. Прохор дождался, когда стемнеет, и набрал в царском саду яблок. Яблоки он отдал Ёжику, а Ёжик дал Прохору свои грибы.
Принёс Прохор грибы отцу. Царь остался очень доволен и передал своё царство Прохору.

Карпов Юрий
Федор-Несчастье

Жила была семья бедная. Было там три брата. Младшего звали Федор. Ему всегда не везло, прозвали его Федор-Несчастье. Поэтому ему ничего не доверяли и никуда не брали. Сидел он всегда дома или во дворе.
Однажды вся семья уехала в город. Федор пошел в лес по грибы, да по ягоды. Увлекся и забрел в чащу лесную. Услышал стон зверя. Вышел на поляну и увидел медведя в капкане. Не испугался Федор и освободил медведя. Говорит ему медведь человеческим голосом: «Спасибо, Федор! Должник я теперь твой. Нужен, буду, выйди, повернись к лесу и скажи – Миша медведь ответь!»
Побрел Федор домой. А дома семья из города вернулась с новостями, что Царь объявил: «Кто в праздничное воскресенье победит самого сильного воина, отдаст тому в жены царевну».
Настало воскресенье. Вышел Федор к лесу и сказал: «Миша медведь ответь!». Раздался треск кустов, появился медведь. Поведал ему Федор о желании победить воина. Говорит ему медведь: «Влезь ко мне в одно ухо, а вылези из другого». Так Федор и сделал. Явилась ему сила, да удаль богатырская.
Пошел в город и победил воина. Выполнил царь свое обещанье. Отдал Федору в жены царевну. Сыграли свадьбу богатую. Пир был на весь мир. Стали они жить поживать, да добра наживать.

Грошкова Эвелина
Замарашка и рыбка

Жила-была девочка. У неё не было родителей, а была злая мачеха. Она не давала ей еды, одевала её в рваную одежду, и поэтому прозвали девочку Замарашкой.
Вот однажды послала её мачеха в лес за ягодами. Замарашка заблудилась. Шла, шла она по лесу и увидела пруд, а в пруду рыбку и не простую, а волшебную. Подошла она к рыбке, горько заплакала и рассказала о своей жизни. Пожалела её рыбка, дала девочке ракушку и сказала: «Иди вдоль ручья, который течет из пруда, он выведет тебя домой. А когда я тебе понадоблюсь, дунь в ракушку и я исполню твоё самое заветное желание».
Пошла Замарашка вдоль ручья и пришла домой. А злая мачеха уже ждет у порога девочку. Накинулась она на Замарашку и стала её ругать, грозить, что выгонит её из дома на улицу. Девочке стало страшно. Она так захотела, что бы её мама и папа ожили. Достала она ракушку подула в неё, и рыбка исполнила её самое заветное желание.
Ожили мама и папа девочки, выгнали злую мачеху из дома. И стали жить поживать и добра наживать.

Ким Максим
Маленький, да удаленький

Жили-были дед да баба. Было у них три сына. Старшего звали Иван, среднего Илья, а младший ростом не вышел, да и имени у него не было, звали его «Маленький, да удаленький». Вот говорят дед да баба: «Век наш к концу подходит, а вам добры молодцы, жениться пора». Стали старшие братья над младшим подшучивать, что ты, мол, без имени и невесту себе не найдешь, и так продолжалось несколько дней. Наступила ночь, решил «Маленький, да удаленький» убежать из дома от братьев, чтобы искать свою судьбу на чужбине. Долго шел младший братец лугами, полями да болотами. Зашел он в дубовую рощу, чтобы отдохнуть в теньке. Прилег «Маленький, да удаленький» на травку у старого дуба и смотрит гриб Боровик стоит. Только он хотел этот гриб сорвать и съесть, как тот ему человеческим голосом говорит: «Здравствуй, добрый молодец, не срывай меня, не губи, а я за это в долгу не останусь, отблагодарю по царски». Испугался сначала «Маленький, да удаленький», а потом спрашивает, что ты гриб можешь мне дать, когда у тебя у самого только ножка и шляпа. Гриб ему в ответ говорит:
«Я не простой гриб, а волшебный и могу тебя золотом осыпать, дворец белокаменный подарить, да принцессу в жены сосватать. «Маленький, да удаленький» не поверил, говори «Какая принцесса за меня замуж пойдет, я же ростом мал, да и имени у меня нет». «Не волнуйся, самое главное, какой ты человек, а не рост и имя»– говорит ему гриб. Но чтобы жить по царски, нужно убить тигра, который живет с другой стороны рощи, пересадить яблоньку, которая рядом с дубом тростинкой растет, и разжечь костер на холме. «Маленький, да удаленький» согласился все условия выполнить. Прошел он через рощу, видит тигр лежит, на солнышке греется. Взял «Маленький, да удаленький» сук дубовый, сделал из него копье, незаметно подкрался к тигру и пронзил ему сердце. После этого он пересадил яблоньку на открытой поляне. Яблоня сразу ожила, распрямилась и зацвела. Наступил вечер, забрался «Маленький, да удаленький» на холм разжег костер, видит в низу город стоит. Горожане увидели огонь на бугре, стали выходить из домов на улицу и собираться у подножья холма. Узнали люди что тигра «Маленький, да удаленький» убил, стали его благодарить. Оказалось, что тигр держал весь город в страхе и охотился на жителей, те даже из домов не выводили. Посовещавшись, жители города сделали «Маленького, да удаленького» своим царем, одарили его золотом, построили замок белокаменный, и женился он на красавице Василисе. А жители теперь, когда за грибами в дубовую рощу идут, то яблочками по дороге угощаются и своего царя добрым именем вспоминают.

Шишулин Георгий
Чёрный кот

Жил-был старик, и было у него три сына, младшего сына звали Иванушкой, а у Иванушки был помощник – чёрный кот. Вот и говорит старик своим сыновьям: «У меня кто-то капусту ворует, идите да поглядите, а я сам на ярмарку поеду, чтобы к моему возвращению вор был пойман!»
Первым пошёл старший сын, он всю ночь проспал. Идет средний сын, он всю ночь прогулял. Идет Иванушка, а ему боязно, и говорит он коту: «Мне страшно идти пасти вора». А кот и говорит: «Иди Иванушка спать, я всё сам сделаю!» И пошёл Иванушка спать, утром встает Иванушка, у него на полу корова лежит. Чёрный кот и говорит: «Это и есть вор!».
Старик с ярмарки приехал и похвалил Иванушку.

Ботенкова Анастасия
Девочка Тыковка

В одном огороде жила Девочка Тыковка. Её настроение зависело от погоды. Когда небо хмурилось, то у неё на лице появлялась грусть, выходило солнышко – расцветала улыбка. Вечером Тыковка любила слушать рассказы Дедушки Огурца, а днём она играла в слова с мудрым Дядюшкой Помидором.
Одним тёплым вечером, Тыковка поинтересовалась у Морковки, почему её до сих пор не сорвали и не приготовили из неё вкусную тыквенную кашу. Морковка ответила Тыковке, что она ещё очень мала, и её рано срывать. В этот момент на небе появилась тучка. Тыковка нахмурилась, сорвалась с грядки и укатилась далеко-далеко.
Долго бродила Тыковка. От дождей она выросла, стала большой. Солнышко раскрасило её в ярко оранжевый цвет. Однажды утром деревенские дети нашли Тыковку и принесли её домой. Мама очень обрадовалась такой полезной находке. Она приготовила тыквенную кашу и пироги с тыквенной начинкой. Детям очень понравились блюда из тыквы.
Так сбылась заветная мечта Девочки Тыковки.

Ботенкова Анастасия
Марья и мышка

Жил-был мужик. Была у него любимая дочка Марья. Жена у него умерла, и женился он на другой женщине.
Мачеха заставляла Марью выполнять всю тяжёлую и грязную работу. Вот завелась у них в доме мышь. Мачеха заставила Марью поймать её. Поставила девушка мышеловку за печкой и притаилась. Мышка попалась в мышеловку. Хотела её Марьюшка убить, а мышка говорит ей человеческим голосом: " Марьюшка, милая! Есть у меня колечко волшебное. Ты меня отпусти, а я тебе его подарю. Загадаешь желанье, и оно сбудется".

Серов Денис
Василёк и Жучка

Жил-был мальчик. Звали его Василёк. Жил он с отцом и злой мачехой. Единственным другом Василька была собака Жучка. Жучка была не простая собака, а волшебная. Когда мачеха заставляла Василька делать разную невыполнимую работу, Жучка всегда ему помогала.
Однажды холодной зимой мачеха послала мальчика в лес за земляникой. Жучка не оставила своего друга в беде. Махнув хвостом, она превратила снег в зелёную травку, а в траве было много ягод. Василёк быстро наполнил лукошко, и они вернулись домой. Но злая мачеха всё не унималась. Она догадывалась, что Жучка помогает Васильку, поэтому решила от неё избавиться. Мачеха посадила собаку в мешок и закрыла в сарае, чтобы ночью отнести её в лес. Но Василёк смог спасти Жучку. Он пробрался в сарай и освободил её. Мальчик всё рассказал своему отцу, и они выгнали злую мачеху.
Стали жить они дружно и весело.

Никитов Никита
Стёпушка – бедовая головушка

Жил на свете молодец. Звали его Стёпушка-бедовая головушка. Не было у него ни отца, ни матери, только черепашка-костяная рубашка. Жили бедно, есть нечего. Пошёл он к барину работать. Была у барина дочь красавица. Влюбился в неё Стёпушка и попросил руки. А барин и говорит: «Исполни мою волю, отдам дочь за тебя». И приказал ему поле вспахать, засеять, чтобы к утру выросли золотые колосья. Пришёл Стёпушка домой, сидит, плачет.
Пожалела его черепашка и говорит человеческим голосом: «Ты обо мне заботился, и я тебе помогу. Ложись спать, утро вечера мудренее». Просыпается Стёпушка, поле вспахано, засеяно, рожь золотая колосится. Барин удивился и говорит: «Хороший ты работник, угодил! Бери дочь мою в жёны». И стали они жить поживать и добра наживать.

Фокин Александр
Добрая старушка

Жили-были муж да жена. И была у них красавица-дочь Маша. За что ни возьмётся она, всё у неё в руках спорится, уж такая рукодельница была. Жили они счастливо и дружно, да вот мать захворала и умерла.
Нелегко отцу с дочкой было. И вот надумал отец жениться, а в жёны ему попалась сварливая женщина. У неё тоже была дочь непослушная да ленивая. Звали дочь Марфой.
Невзлюбила мачеха Машу, всю тяжёлую работу на неё взвалила.
Вот как-то раз уронила Маша случайно веретено в прорубь. А мачеха обрадовалась и заставила девочку лезть за ним. Прыгнула Маша в прорубь, а там открылась перед ней широкая дорога. Пошла она по дороге, вдруг видит, стоит домик. В доме старушка на печи сидит. Рассказала ей Маша, что с ней приключилось. А старуха говорит:
Девушка, истопи баню, пропарь меня и моих деток, давно мы в бане не были.
Маша быстро баню истопила. Сначала попарила хозяйку, та осталась довольна. Потом старуха дала ей решето, а там – ящерицы и лягушки. Девушка и их веничком попарила, теплой водой сполоснула. Довольны детки, хвалят Машу. И хозяйка рада:
Вот тебе, добрая девушка за труды, и подаёт ей сундук и её веретено.
Вернулась Маша домой, открыла сундук, а там камни самоцветные. Увидела это мачеха, зависть её взяла. Решила она сваю дочь за богатством в прорубь отправить.
Марфу тоже старушка попросила помыть её в бане и деток её. Марфа баню кое-как протопила, вода холодная, веники сухие. Старушка в той бане замерзла. А ящериц и лягушат Марфа бросила в ведро с холодной водой, половину покалечила. За такую работу старушка тоже дала Марфе сундук, но велела открыть его дома в сарае.
Вернулась Марфа домой и быстрей в сарай с матерью побежала. Открыли они сундук, а из него пламя вырвалось. Не успели они с места сойти, так и сгорели.
А Маша вскоре вышла замуж за хорошего человека. И жили они счастливо и долго.

Фокина Алина
Иван и волшебный конь

Жил на свете мальчик. Звали его Иванушка. И не было у него родителей. Как-то раз взяли его к себе приёмные родители жить. Стал он у них жить. Приёмные родители заставили мальчика работать. Стал он им дрова рубить, да за собаками следить.
Вот однажды вышел Иван в поле и видит, что там конь лежит.
Конь был ранен стрелой. Иван вынул стрелу и перевязал коню рану. Говорит конь:
– Спасибо Иван! Ты помог мне в беде, и я помогу тебе, ведь я волшебный конь. Я могу исполнить твоё желание. Какое желание ты хочешь загадать?
Иван подумал и сказал:
– Я хочу, чтобы, когда я вырасту, я жил долго и счастливо.
Вырос Иван и стал жить счастливо. Женился он на прекрасной девушке Екатерине. И стали они жить поживать да лиха не знать.

Покровская Алёна
Машенька

Жила-была девочка. Звали её Машенька. Родители у неё умерли. Взяли девочку к себе жить злые люди и стали заставлять её работать.
Однажды, послали они Машеньку в лес за грибами. В лесу Машенька увидела, как лиса зайца в свою норку тащит. Жалко стало девочке зайку, и стала она просить лису отпустить зайца. Лиса согласилась отпустить зайца при условии, если Машенька согласится пойти к ней жить и будет ей служить. Девочка сразу согласилась. Стала Маша жить у лисы. Лиса каждый день уходила на охоту, а Машенька занималась по хозяйству.
Вот в один из дней, когда лиса отправилась на охоту, заяц привёл к Машеньке доброго Ивана-царевича. Как только Иван взглянул на Машеньку, так сразу решил на ней жениться. Машеньке тоже Иван понравился. Поехала она с ним в его царство. Сыграли они свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Руководитель:

01.01.2017

Вы просили: «Помогите сочинить сказку?» Потому что хотите научиться тому, как самой сочинить сказку.

  • Вашим детям 4-7 лет
  • Вы новичок в сочинении сказок
  • Вам нужна простая методика сочинения сказок
  • Вы хотите получать удовольствие от процесса развития своих детей

Хорошая новость заключается в том, что, следуя моим подсказкам, Вы научитесь сочинять маленькие сказки для своих детей. У Вас обязательно получится, если следовать простым правилам. Если идти шаг за шагом.

Итак, в путь!

1. Вам нужен герой или героиня сказки

Сочините сказку про человека, животное, растение или любой предмет: игрушку, чайник, ложку, лампочку, стол, планшет. Про все, что попадется на глаза или придет на ум. При желании, Вы можете оживить, что угодно, даже явления природы. Но люди или животные чаще всего выступают главными действующими лицами сказочных историй.

Как Вы думаете, что главное для героя?

Конечно же, его характер и облик.

Подумайте, каков Ваш герой

Он смешной? Умный? Храбрый? Красивый?

Также не забудьте придумать маленькие недостатки

Он маленький? Застенчивый? Часто ленится? Упрямый?

Создание персонажа маленькой сказки может занять некоторое время. Но если у вас получится убедительный герой или героиня, вызывающий сочувствие и желание ему помочь, то полдела сделано. Кстати, придуманный персонаж можно делать героем самых разных историй.

Из этих кирпичиков составляйте характер героя своей сказки

Как Вы понимаете, для сказки одного героя или героини не достаточно.

Поместите героя своей короткой сказки в конкретное время и пространство

Подумайте, происходит ли действие Вашей истории в реальном или вымышленном мире.

Сейчас? Давным-давно? Или в далеком будущем?

Сколько времени понадобится герою, чтобы преодолеть все трудности и достичь цели?

День, несколько лет, столетие?

Поместите ваш персонаж в привычную или, наоборот, необычную обстановку.

Не усложняйте. Можете, например, поселить героя в вашей квартире, и представить гостиную, наполненную уютными креслами и диванами с диванными подушками. Или кухню. Или детскую. Или двор.

Не забудьте включить все свои чувства. А для этого войдите внутрь своего героя или героини и представьте.


Обратите внимание на то, что большинство сказок всех времен и народов используют идею «дама в беде» или «у юноши неприятности». Эти идеи работают всегда!

Сочините, что произошло с главным героем

  • необычное явление,
  • что-то наколдовал злодей,
  • какой-то поступок сдвинул равновесие,
  • болезнь,
  • кража чего-то жизненно важного,
  • потеря,
  • бедность и необходимость выжить,
  • задание спасти или защитить кого-то, возможно, весь мир.

Придумайте цели


  • решить маленькую или большую проблему,
  • достичь какого-то пункта назначения в результате путешествия,
  • помочь себе, члену семьи или просто спасти человека,
  • осуществить мечту,
  • получить ответ на вопрос,
  • сломать заклятье,
  • излечить или излечиться?
  • найти друга или любимого человека.

    5. У Вашей маленькой сказки должен быть счастливый конец

Несмотря на то, что мы не всегда получаем то, что мы желаем в реальной жизни, мир сказок заставляет нас верить, что все возможно.

Попробуйте вот такие идеи:

  • главный герой сказки спасает себя, своих родных или кого-то еще,
  • герой решает головоломку и раскрывает тайну,
  • главный герой преодолевает препятствия и его характер или черта характера изменяется,
  • главный герой становится счастливее, богаче, умнее, у него появляются друзья.

Теперь можно приступить к введению сказки

Примените классические зачины: «Когда-то» , «В одной стране далеко, далеко», «Давно, когда» и тому подобное.

Или придумайте свой: «Легенда говорит» или «Глубоко, в самом сердце леса».

Выберите «точку зрения» для сочиненной сказки

Как вы будете рассказывать свою сказку: от первого, второго или третьего лица?

Как рассказчик вы можете быть непосредственно вовлечены в действие или сообщать только объективные данные о том, как действуют персонажи истории и что с ними происходит.

Убедитесь, что текст сочиненной Вами сказки соответствует возрасту ребенка

Для детей в возрасте от 3 до 5 лет используйте простые темы.

Герой не знал чего-то и благодаря простым действиям узнал. Герой был грустным, а стал веселым. Кто-то был жадным, а благодаря действиям героя, стал добрым. Герой исправил несправедливость, подружился с другими персонажами, спас персонажа и заставил его улыбнуться. Что-то потерял, а в результате своих действий нашел.

Для детей в возрасте от 5 до 7 лет можно усложнять темы.

Добавьте злодеев, пусть герой преодолеет три, а не одну сложную ситуацию. Добавьте в свою сказку злой магии, включите бунтарские действия героя: непослушание, побег из дома за приключениями, совершение запретного действия. Вплетите в повествование мораль, обобщенную в пословицах и поговорках.

И прежде, чем перейти к примерам, получите свой ПОДАРОК!

Книжку с развивающими играми для детей 5-7 лет!

Примеры, как сочинить сказку самому

А теперь — примеры волшебных историй и картинки для визуальной разминки. Начинайте с маленькой сказки. И для того, чтобы раскрыть двери своего воображения, рассматривайте фотографии и картинки. Позвольте включиться своей фантазии.

Моя любимая собака

Эта история написана мамой вместе с ее пятилетним сыном, у которого погибла собака. Сын рассказал свой сон, а мама его записала под диктовку.

Сказка про бабочек


— Мамочка, а откуда взялись бабочки? – спрашиваю я.

И она мне рассказывает.

Однажды осенью один Волшебник наблюдал, как на лужайке играют дети. Дети смеялись и веселились, но волшебник грустил. Грустил, потому что видел, как течет время, унося с собою в иные миры людей, цветы и всю красоту мира.

— Нужно сохранить красоту здесь на земле для людей, — подумал Волшебник.
Он достал волшебную шкатулку и стал складывать в нее солнечных зайчиков, синеву неба, блики цветов, детский смех, дуновение ветра.
Когда дети улеглись спать и поляна опустела, волшебник открыл шкатулку. Легкий ритмичный шорох наполнил воздух, везде, куда проникал взгляд, порхали прекрасные бабочки.

— Летите в волшебную страну к своей Королеве, — сказал волшебник. — Теперь Ваше предназначение- дарить людям красоту.

Царство бабочек спрятано среди непроходимых джунглей и высоких скал. Здесь множество чудесных благоухающих цветов и трав, прозрачных озер и хрустальных водопадов. Здесь все время лето и круглый год светит солнце. Правит этой чудесной страной прекрасная и добрая Королева бабочек. Она очень красивая, веселая и радостная.

Именно здесь живут самые искусные художники и самые красивые на свете бабочки. Каждое утро художники рисуют разноцветные узоры на их крылышках и каждую весну отправляют их на землю радовать людей своей красотой и нежностью.

Визуализация

Взгляните на эти картинки. Проникнитесь их настроением и персонажами. И они натолкнут Вас на идею собственной волшебной истории.


Зачем учиться сочинять сказки самим?

  • Надо уметь, потому что в школе задают задания — «сочинить короткую сказку про животное, сочинить сказку про..»
  • Чтобы и самой удовольствие получать и мышление ребенка развивать
  • Чтобы получать искренние эмоции и прекрасное настроение

Если Вы хотите играючи подготовить своего ребенка к сложным школьным заданиям, смотрите мастер-класс .

Всего за одно занятие Вы научитесь сочинять маленькие сказки!

© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна

Небольшие рассказы можно быстро придумывать несколькими способами

Каждая мама знает, как важно рассказывать ребенку сказки. А с каким удовольствием малыш слушает эти волшебные истории! Если все сказки ваше маленькое чудо знает уже наизусть – не теряйтесь, придумывайте новые вместе с ребенком, ведь это поможет развить речь, фантазию, мышление и память! С советами Джанни Родари это совсем несложно.

1. Сказка «на новый лад»

Народные сказки и их обработка – неисчерпаемый кладезь тем. Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать её: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи.

2. «А что было потом»

Если малыш уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки?

3. «Сказки наизнанку»

Как повернулся бы сюжет «Красной шапочки», если бы волк был добрый, а девочка – злая? Колобок не убежал от бабушки и дедушки, а остался с ними... А может быть, подружился с каждым на своем пути, и вместе они перехитрили лису – фантазируйте!

4. «Сказочный салат»

Подтолкнуть воображение к новой истории помогут известные персонажи. Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал?

5. «Стеклянный человечек»

Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет.

6. «Фантастическое вычитание»

Попробуйте мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе – нет и нет…»

7. Смешные истории на ходу

Небольшие рассказы можно быстро придумывать несколькими способами. Первый – построить историю на ошибке (например, мальчик всегда надевает носки на руки), второй – «оживить» известную вам метафору («время остановилось», «сладкие речи»). Третий способ – мысленно поместить заурядного персонажа в необычный для него контекст (рыбку – на дерево, зубную щетку – на полку с игрушками ).

8. Рассказы за столом

Истории для самых маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придумайте предметам или частям тела необычные свойства, например, нос-кран, ложка-корабль и т. д. – и маленькая сказка родится сама собой. опубликовано

Поделиться